gototopgototop
'
Статистика сайта

 

Главная Игры с детьми Психологические игры Упражнения на снижение у детей агрессивности и страха с 6 лет

Упражнения на снижение у детей агрессивности и страха с 6 лет

1. «Школа пуганья»

Цели

  • предоставить детям возможность актуализировать чув­
    ство страха и отреагировать свои агрессивные чувства;
  • развивать у детей рефлексию агрессивного поведения и
    обучать их контролировать свои действия в угрожающих
    ситуациях.

Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу — школу пуганья. На уроках в этой школе учащиеся учатся пугать друг друга различными способами.

Урок 1. «Испугаем разными способами»

Дети должны придумать разные способы того, как можно ис­пугать человека (взрослый их записывает). Если дети затрудня­ются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети могут говорить, что человека мож­но испугать криком, громким стуком, страшными словами, страш­ным смехом, страшным лицом или картинкой.

После этого взрослый выдает одному из детей задание испу­гать остальных тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в специальном дневнич­ке ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание каж­дого ребенка на то, чтобы он строго следовал предложенному заданию, например: «Испугать только лицом, но молча», или «...только криком, но не меняя выражение лица». Можно предло­жить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т. п.) не сопровожда­ются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осоз­навать и контролировать свои действия.

В конце урока ведущий договаривается с детьми, что все «изу­ченное» в этой необычной школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы дети не начали применять «полученные знания» на практике в классе или в группе детского сада.

Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением детей. Можно предложить им удобно устроиться в креслах, зак­рыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и неко­торые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание детей.

Урок 2. «Рисунок чего-то очень страшного»

Детям предлагается нарисовать что-то «...такое страшное, чего можно испугаться». Затем один или несколько рисунков «оживляются» или инсценируются для того, чтобы дать детям воз­можность открыто проявить чувство страха.

Урок 3. «Страшная маска»

Каждому ребенку предлагается, используя маленькие кусоч­ки пластилина, сделать на бумаге маску какого-нибудь страш­ного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью воп­росов «Где он живет? Что он любит?» и т. п. побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется гому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможно­сти описал словами взгляд персонажа. Очень важно, чтобы в маске присутствовали средства проявления агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), а также свидетельства ее проявления (например, кровь). После того как маска будет го­това, ребенок вырезает, а затем примеряет ее и рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого пер­сонажа, произнести какие-нибудь страшные звуки, попугать кого-либо. Затем маску надевает ведущий или другой участник и пугает ребенка, который должен показать испуг как можно вы­разительнее.

Урок 4. «Страшная рука»

Предлагается тем же способом, что и на предыдущем уроке, с помощью пластилина изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого каждый ребенок сначала обводит свою руку, затем обмазывает ее пластилином так, чтобы она стала «очень-очень страшной». Потом можно предложить желающим составить рассказ, в котором главным героем была бы созданная ими страшная рука.

Урок 5. «Страшный рисунок на полу»

Для выполнения этого упражнения необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка. Упражнение можно выполнять индиви­дуально или в группе, в которой один ребенок на время стано­вится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.

Ведущий предлагает этому ребенку нарисовать портрет ка­кого-нибудь страшного сказочного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит контуры его тела. Затем сам ребе­нок, другие участники и взрослый вместе раскрашивают получен­ный контур так, чтобы он был похож на выбранный ребенком образ. Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал страшную маску, можно сразу же положить ее на контур тела. Получается очень страшный портрет очень страшного героя.

Урок 6. «Страшный кукольный театр»

Также, как и предыдущее, это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблю­дают за происходящим.

На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигу­ру очень страшного сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.

Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (луч­ше черной). Это — ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие роль зрителей, хло­пают, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточ­ки за ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя — рассказывает о том, где он жил раньше, что он любит сейчас, и т. п.

Потом взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок ста­новится зрителем, а взрослый — страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдова­ла злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребе­нок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за шир­му и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает» его и предлага­ет ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не рас­колдованных героев.

Фактически всяпроцедура представляет собой серию упраж­нений. Они могут выполняться последовательно или же в свобод­ном порядке, в индивидуальной работе или в группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и сами получают при этом положительный опыт.

2. «Планеты»

Цель • предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства и способствовать развитию у них навыка самоконтроля.

Детям предлагается путешествие по различным планетам, ка­ким — они должны придумать сами. Взрослый раскладывает на столе вырезанные из бумаги круги разного размера — планеты — и просит детей придумать им названиям представить себе лю­дей, которые на этих планетах будут жить. Далее дети вместе со взрослым путешествуют по планетам, взаимодействуют с суще­ствами, которые их населяют. Каждый из детей является хозяином одной планеты. Он определяет характер ее обитателей, ос­новные конфликты на планете и т. п. Когда все дети «прибывают» на его планету, он играет роль местных жителей, которые либо вступают в контакт с гостями, либо конфликтуют с ними, к при­меру, заставляя все время учиться или работать, и т. п.

3. «Маленькие человечки»

Цель • способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.

Для проведения упражнения ведущий заранее готовит выре­занных из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и жен­щину. Детям предлагается раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-ни­будь историю, в которой бы присутствовали злые люди.

4. «Рисование кусочками»

Цель • предоставить детям возможность проявления реаль­ных чувств.

Это упражнение полезно детям с деструктивной, берущей свое начало в раннем возрасте (от года до трех лет) агрессивно­стью. Такие дети любят любые процессы разрушения — рвать, ло­мать, резать и т. п. В то же время они могут испытывать трудности в рисовании из-за страха сделать ошибку. Им будет полезно сле­дующее упражнение.

Детям предлагается сначала разрезать листы цветной бума­ги на мелкие кусочки, а затем сделать из них любую аппликацию на чистом листе. После этого можно составить рассказ по выпол­ненной аппликации.

5. «Дом ужасов»

Цель • предоставить ребенку возможность для актуализа­ции своего страха.

Детям предлагается представить и нарисовать Дом ужасов и его обитателей. Затем дети по очереди показывают группе свои рисунки. Выбирается один самый страшный Дом ужасов, этот ри­сунок «оживляется». Имеется в виду, что из одного или нескольких участников ребенок — автор рисунка, «строит» Дом ужасов. Остальные играют роли его обитателей и по заданию автора ри­сунка выполняют те или иные действия.

6. «Лабиринт страхов»

Цель • предоставить ребенку возможность для актуализа­ции своего страха.

Детям дается рисунок, на котором изображен пустой лабиринт (см. рис. 10 в Приложении). Предлагается «заселить» его страш­ными персонажами. После выполнения задания дети показывают работы группе, рассказывают о них. Ведущий старается сделать так, чтобы работы вызвали неагрессивный смех детей.

7. «Парикмахерская»

Цель • снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить себе ка­кое-нибудь страшное существо, которого обычно боятся все дети. Затем они рисуют то, что представили. После этого взрослый рас­сказывает, что это существо — девушка, которая собирается вый­ти замуж. Поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парик­махера, а затем визажиста, то есть рисует ей красивую прическу, подкрашивает глаза, надевает серьги и т. п. Если это существо мужского пола, то можно сделать красивую стрижку, нарисовать модный галстук, пиджак и т. п.

8. «Страшная сказка по кругу»

Цель • помочь детям довести страх до гротеска.

Дети при помощи ведущего, по очереди добавляя каждый по 1 -2 предложения, сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное со­держание в смешную противоположность. Например:

«Алеша по дороге в школу увидел собаку. Она оказалась гро­мадной. Она была к тому же очень голодна. Алеша очень испу­гался. Собака с оскаленной пастью бросилась к Алеше. Алеше некуда было спрятаться. Он снял рюкзак и стал туда залезать, чтобы спрятаться от собаки. Собака начала страшно лаять. Але­ше от страха захотелось в туалет. Потом он начал громко кри­чать: "Помогите!"

Собака испугалась его и убежала. Оказывается, она почуя­ла запах бутерброда из Алешиного рюкзака и ждала, что он угостит ее».

9. «Больница»

Цель • вызвать у детей сопереживание объектам страха.

Детей просят закрыть глаза и представить какое-либо страш­ное существо, которого обычно боятся все дети. После этого предлагают нарисовать того, кого они представили. Затем взрос­лый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, рас­пухла щека. Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т. п.). Затем взрослый рассказыва­ет, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доб­рого и внимательного врача, которого никто не боится, и «выле­чить» это страшное существо — нарисовать его заново, но уже веселым и счастливым.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Последние новости

Популярное